De Martino Journal
Пространство идей, экспертов и вдохновения для осознанной жизни
Союз Женщин XXI ВЕКА

Культурный код «Великой Осени»: театр моды «ИриС» и дизайнеры, которые говорят языком эпох

31 октября 2025 года, Москва, Golden Ring Hotel
Когда мы говорим о «Великой Осени», легко застрять в деловой повестке: спикеры, нетворкинг, стратегии. Но у этого вечера была ещё одна плоскость — визуальная, чувственная, почти интуитивная. Та, где решения не формулируются в презентациях, а проступают в фактурах тканей, в движении плеч, в ритме шага по подиуму.

Модный блок стал не приложением к деловой программе, а её художественным отражением. Через театр моды «ИриС» и приглашённых дизайнеров «Великая Осень» показала, как Россия говорит с миром языком красоты, а не лозунгов.
Театр моды «ИриС»: когда коллекции становятся дипломатией
Философская доминанта модного блока — театр моды «ИриС».
Ирина Старовойтова — дизайнер, основатель, художественный руководитель и режиссёр театра, член Всероссийской международной ассоциации театров моды, лауреат и гран-призёр международных конкурсов, обладатель Национальной премии в области культуры и искусства и ордена «Надежды». Уже больше 20 лет она бессменно возглавляет театр, и именно её имя и фамилия стоят за названием коллектива: «ИриС» — Ирина Старовойтова. Её коллектив — официальный участник культурной программы Олимпиады в Сочи, Русской недели моды в Париже, Дней русской культуры в Европе.

Для самой Ирины участие в «Великой Осени» — не просто показ:

«Для нас “Великая Осень” и все мероприятия, в которых мы принимаем участие, — это новые грани синтеза моды, движения и смысла. Мы стремимся, чтобы искусство движения становилось частью большого культурного полотна. Каждая коллекция — это диалог с эпохой или культурным наследием, где переплетаются традиции и смелые эксперименты».

Ирина Старовойтова:
Дизайнер, основатель, художественный руководитель и режиссёр театра моды «Ирис»





Рядом с ней — её дочь Ксения Старовойтова, режиссёр показов и педагог по дефиле, основательница модельной школы. Ученица великого Темо Чхиквадзе, в прошлом манекенщица с опытом работы в России, Америке и Европе, сегодня она создаёт авторскую методику шага, которую используют моделистки по всему миру. Её показы дважды признавались лучшими шоу ESTET Fashion Week.

Ксения Старовойтова:
Художественный руководитель театра моды «Ирис»
На «Великой Осени» именно дуэт Ирины и Ксении выстроил модную линию вечера как последовательное путешествие по времени и географии.
«Русь»: живая память в складках льна
Коллекция «Русь» — это не фольклор и не реконструкция, а попытка достать глубинное, родовое.
Здесь лён — как земля, приглушённые оттенки — как осенний воздух, мягкие формы — как жесты, знакомые с детства.

Ксения объясняет:

«В “Руси” мы искали не былину, а живую память ДНК каждого из нас, спрятанную в складках льна в приглушённых красках земли. Это размышление о силе Русского Духа».

Эта коллекция на «Великой Осени» стала точкой опоры — возвращением к корням перед разговором о будущем.

«Зазеркалье»: переход между прошлым и будущим
Если «Русь» — про прошлое, то «Зазеркалье» — про пограничное состояние.

«“Зазеркалье” — это про иллюзии и истину. Мы играем с объёмами и фактурами, чтобы показать, что за привычной реальностью всегда скрывается иная, полная загадок часть каждого из нас», — объясняет Ксения.

Ирина в разговоре называет эту коллекцию переходом от прошлого в будущее, моментом трансформации. Это то самое состояние «осени», когда листья ещё на деревьях, но воздух уже другой.
«Кофе»: диалог поколений
В коллекции «Кофе» театр моды «ИриС» обращается к теме будущего и связи поколений.
 Эта серия задумана как перформанс: взрослая девушка настоящего времени и девочка — образ будущего, их встреча, перекличка взглядов и движений.
В материалах коллекции подчёркивается, что кофе — это ритуал пробуждения и вдохновения, а его оттенки — от тёмного шоколада до сливочных карамелей — становятся цветовой основой образов. «Кофе» — про то, что именно мы передаём дальше: ценности, опыт, ощущение мира.
На «Великой Осени» эта коллекция считывалась как мягкий, но точный вопрос зрителю: какие смыслы мы оставляем детям и ученикам?
«Китай» и «Африка»: Россия в международном диалоге
Финальные коллекции — «Китай» и «Африка» — становятся прямым высказыванием о культурной дипломатии.

«Эстетика Поднебесной учит нас мудрости и гармонии контрастов: жёсткое и мягкое, инь и ян. Мы не копировали, а переосмыслили это через призму современного кроя, пышности головных уборов и неизменной красоты женских образов Китая», — говорит Ксения о «Китае».

Об «Африке» она говорит как о коллекции-талисмане:

«“Африка” — это коллекция-талисман. Её ритм, национальный колорит, жизнерадостные принты и солнечная палитра тканей говорят о первозданной энергии и радости бытия».

Ирина в своих комментариях подчёркивает: «Русь» — про прошлое, «Зазеркалье» — про переход, «Кофе» — про будущее, а «Африка» и «Китай» — про готовность России выходить на международную арену, впитывать культурные коды других стран и транслировать свои — ради объединения и улучшения ситуации в мире. Театр моды становится не только эстетическим, но и дипломатическим жестом.
SEIDE Fashion: женственность, которая держится на гармонии
Бренд SEIDE Fashion Сейде Абдылдаевой добавил в модный блок «Великой Осени» линию, связанную с темой пары — женщины и мужчины.

SEIDE — это философия осознанной женственности и устойчивой мужественности. На подиуме это выразилось в дуэтных выходах: мужчина и женщина как одно целое, вне зависимости от возраста, национальности, цвета кожи.

Сейде формулирует это так:





«Мы представили коллекцию, где мужчина и женщина продемонстрировали вневременную связь одного целого, независимо от цвета кожи, национальности и даже возраста».

Этот показ стал продолжением той линии, которую задал театр «ИриС» в коллекции «Кофе» — про связь, ответственность и внутреннюю опору.

SEIDE Fashion: внутренний голос стиля
Но участие бренда в «Великой Осени» — лишь одна грань большого творческого пути.
SEIDE Fashion — авторский проект, рождённый из личного пути самопознания, который Сейде Абдылдаева превратила в язык эстетики и силы.

Основатель и дизайнер бренда — выпускница Итальянской школы моды и стиля по дизайну одежды, а также Академии моды Валентина Юдашкина (курс «Профессиональный дизайн одежды и аксессуаров»). Она — продюсер, имиджмейкер, фотограф, человек, который последовательно освоил все этапы создания образа — от моделинга и макияжа до режиссуры фотосессий и актёрского мастерства.

В её творческом пути образование стало только отправной точкой.
Её профессиональная «полифония» дала понимание того, что одежда — это не просто ткань и крой, а выражение внутреннего состояния, энергии, движения.

Так возник SEIDE Fashion — не просто бренд одежды, а художественный нарратив, построенный на принципах женской свободы, уверенности и индивидуальности.

Название бренда происходит от слова «шёлк» — материала, символизирующего мягкость, текучесть и скрытую силу. Эти качества и стали эстетической основой коллекций: плавные линии, глубокие цвета, авторские фактуры, в которых нет случайных элементов.

Показы SEIDE Fashion — всегда маленькие спектакли.
Они наполнены культурными отсылками, историческими аллюзиями и личными переживаниями. Сама Сейде говорит:







«Каждая коллекция рассказывает о нас в целом. О том, что мы чувствуем, вдохновляемся, проживаем».


SEIDE Fashion на мировой сцене
Бренд давно вышел за пределы российских площадок:
  • показы SEIDE проходили на Неделях моды в Милане, Флоренции, Париже, Токио;
  • бренд был представлен в посольствах Тайландского Королевства, Марокко и стран Африки;
  • участвовал в 78-м Каннском кинофестивале и 82-м Венецианском кинофестивале;
  • образы бренда публикуются в мировых luxury-глянцах, включая L’OFFICIEL.






Особое направление работы — fashion-туры. Здесь дизайнер открывает участникам закулисье мировой индустрии: встречи с дизайнерами, backstage показов, посещение профессиональных студий, обучение.

Также бренд занимается созданием образов для актрис и публичных персон — для кинофестивалей, светских мероприятий, фотосессий.

Сегодня SEIDE движется к развитию экологичного направления и созданию новых международных коллабораций — оставаясь брендом, который строит свою эстетику вокруг свободы, красоты и самореализации.

Seide Fashion — это не просто одежда. Это голос, звук, цвет и текстура женской силы. Это стиль, который говорит без слов, но слышит весь мир.
Ассоциация дизайнеров Дагестана: узоры, в которых живёт горный воздух
Участие Ассоциации дизайнеров Дагестана стало одним из самых цельных высказываний вечера.





Ассоциация лёгкой промышленности Республики Дагестан в швейной сфере (АЛП РД), созданная всего несколько лет назад, объединила производителей, ателье и дизайнеров для решения общих задач и повышения уровня текстильной и лёгкой промышленности региона.

Одним из ключевых проектов Ассоциации стал мультибренд «АЛП ДАГЕСТАН» — объединение локальных брендов с разным ДНК и из разных уголков республики. Дизайнеры внедряют в свои коллекции элементы народных художественных промыслов, благодаря чему создаётся эффект полноты обзора дагестанской культуры, необыкновенно богатой традициями.






Уже на протяжении трёх лет «АЛП ДАГЕСТАН» выступает как мультибренд на ведущих площадках страны, покоряя сердца зрителей самобытностью образов и точным подчёркиванием культурного кода Дагестана через современный крой.

Богатое наследие предков не оставляет шансов не показать его в творчестве дизайнеров. Уникальность республики — не только в географии, когда рядом и высокие горы с видами на реки и леса, и море с мягкой прибрежной зоной. В каждой народности — свои обычаи, традиционный костюм, орнаменты, способы кроя и подвязывания головных уборов. Веками это бережно сохранялось, и сегодня частичка этого наследия была показана в коллекциях на «Великой Осени».


Участие в мероприятии стало хорошей возможностью показать, как дагестанская культура и этнические мотивы могут быть интегрированы в современную моду и оставаться актуальными на мировом уровне.

Отдельное имя, которое Ирена просила не забыть, — Патимат Гамадова, директор частного этнического музея. Именно она организовала участие Ассоциации в «Великой Осени» и привезла на показ дагестанские коллекции.

В её словах, переданных для статьи, звучит формула участия:






«Мы привезли на “Великую Осень” не просто коллекции, а душу Дагестана. Каждый узор, каждая строчка — это зашифрованная история наших предков».

Патимат Гамадова (справа):
Директор частного этнического музея
Дизайнер и основатель бренда «S.NUR YAN» Нурьян Сайдулова продолжает эту мысль:
«Возрождение культуры в современном мире — наша основная задача. Наше желание — передать всю красоту Дагестана через моду и движение».

ALP Дагестан: кто стоит за коллекциями
В этот раз особенно важно назвать тех, кто стоял за дагестанскими образами на подиуме. Именно эти дизайнеры уже несколько лет активно участвуют во всех проектах АЛП РД.

1. Бренд «S.NUR YAN», основатель — Нурьян Сайдулова.
ДНК бренда — отражение культуры родного края в диалоге с современностью. Роскошь тканей, сложность кроя и многослойность образов здесь сочетаются с практичностью конструкции. Вещи передают характер современной девушки: сильной духом и в то же время мягкой, нежной и скромной.

2. Бренд «SaliNZ», основательницы — сёстры Эдеевы.
SaliNZ отвечает за роскошь вечерних нарядов, превращая мечту девушки в сказку, где главная героиня — она сама. В коллекциях используются дорогие ткани, аксессуары, блеск камней SWAROVSKI, подчеркивающие красоту дагестанской женщины.

3. Бренд «A.ZABIDA.M», основатель — Асгединова Забидат Мустафаевна.
Концепция бренда — использование народных традиций и этнических элементов, которые не теряют актуальности уже многие столетия. Здесь прошлое органично соединяется с настоящим, создавая узнаваемый образ.

4. Бренд «SHUKR», основатель — Михталова Патина.
ДНК SHUKR — современное переосмысление многовекового культурного кода Дагестана. Аутентичные орнаменты по меху, серебру и дереву трансформируются в актуальный стиль и создают живую связь между прошлым и настоящим.

5. Бренд «SAFIEL DESIGN», основатель — Алиева Эльвира.
SAFIEL DESIGN — бренд премиальной женской одежды из натуральных тканей с акцентом на безупречное качество и утончённый стиль. Марка ориентирована на женщин, которые ценят себя и умеют выглядеть элегантно и уверенно и в рабочей среде, и в общественной жизни.

6. Бренд Karine Ramazanova, основатель — Каринэ Рамазанова.
Здесь этно мотивы интегрируются в современный костюм через ткани, платки, одежду и аксессуары на основе авторских принтов. Проект «ЛезгиСумах» работает с ковровыми узорами Южного Дагестана и не только. Каринэ является дизайнером предприятия «Сумах-принт» — швейно-печатного производства полного цикла, где создаются уникальные ткани и принты.

На сцене вся эта многоголосица читалась через орнаменты, формы, украшения, колористику — без лишних пояснений. Дагестан говорил о себе через ткань, фактуру и движение.

FursAmazing: современный взгляд на русскую роскошь
Меховой дом FursAmazing под руководством Виктории Лоскутовой добавил в модную линию «Великой Осени» тему зимней роскоши и преемственности.






Коллекция FursAmazing в материалах события описывается как сочетание классических русских меховых силуэтов и современных дизайнерских решений. Это продолжение той же линии: уважение к традиции и поиск нового языка для её выражения.

На фоне льна, этники, мягких линий театра «ИриС» и дагестанских орнаментов меховой блок выглядел как ещё один пласт российского культурного кода.
Mattiozzi: итальянский акцент в общей партитуре
Итальянский бренд Mattiozzi на «Великой Осени» прозвучал как деликатный, но важный международный штрих.
Дизайнер Жанна Маттциоцци представила свою коллекцию в рамках общего показа. В этой статье мы фиксируем её участие как часть модного блока и международной линии события. Подробный портрет бренда, семейной истории и коллекции INNAMURATA будет раскрыт в отдельном материале журнала.
Важно другое: именно такие вкрапления делают «Великую Осень» не закрытым внутренним кругом, а площадкой, открытой к диалогу.
Мода как язык без переводчика
Если смотреть на «Великую Осень» только через деловые сессии, можно увидеть структуру, стратегию и повестку. Если смотреть через модный блок, становится ясно, какой именно культурный код стоит за этими смыслами.

Театр моды «ИриС» со своими коллекциями «Русь», «Зазеркалье», «Кофе», «Китай», «Африка», SEIDE Fashion, Ассоциация дизайнеров Дагестана, FursAmazing, участие Mattiozzi — все они по-разному, но про одно: про память, связь поколений, уважение к своим корням и готовность говорить с миром на равных.

И в этом — особая роль модного блока «Великой Осени». Здесь не нужно было много слов.

Достаточно было посмотреть, как идёт модель в «Руси», как отражается свет в «Зазеркалье», как встречаются взглядами героини «Кофе», как звучит шаг дагестанских коллекций и как встраивается в это итальянский силуэт.
Мода в этот вечер стала тем самым языком, который понятен без переводчика — и своим, и тем, кто будет смотреть на Россию из других стран.